Иконы ручное письмо (Живопись реализм)

В традициях православного иконописания присутствуют две главные ветви: каноническая иконопись и реалистическая. Последняя представляет собой написанную мастером вручную икону, но только маслом, как в светской живописи. Такие иконы не противоречат догматам Православия, что подтверждается тем фактом, что подобные образы встречаются в храмовых ансамблях России с XVII века. Вы можете заказать икону в таком стиле в нашей мастерской.

К особенностям реалистичной иконописи относятся:

  • отхождение от канонического упрощения и реалистичность образов;
  • наличие традиционной перспективы;
  • игра красок и размытость их символической нагрузки;
  • эмоциональность и большее воздействие на чувства.

Сегодня иконы, созданные в реалистической манере, встречаются во многих православных храмах. Известно, что многие настоятели приветствуют наличие таких образов в своих храмах и располагают их в наиболее важных местах. В мастерской «Абрамцево» вы можете приобрести готовую или заказать икону в стилистике реалистичной живописи.

Икона в живописном стиле – традиции написания

Для икон, выполненных в живописной стилистике, характерны реалистичность ликов и окружающих объектов, большая эмоциональность по сравнению с каноническими образами, прямая перспектива, а главное – «живость» изображаемых святых. Проще говоря, образ в живописном стиле больше походит на фотографический. В нём меньше символизма и больше реалистических мотивов: пропорции имеют стандартные, природные соотношения, композиция напоминает реальную обстановку.

Живописное направление в православной иконографии получило развитие в России, начиная с XVIII столетия. Влияние классического реализма в живописи с Запада становилось всё заметнее, в том числе в церковном изобразительном искусстве. После создания императором Петром Первым Академии Художеств и составления профессиональной плеяды мастеров изобразительного искусства живописный стиль начал проникать и в иконопись. По названию учебного заведения такой стиль получил другое название – «академический». Поэтому часто можно услышать, что икона выполнена в академическом стиле, в данном случае живописность и академичность – синонимы.

Между тем, ещё до проникновения живописного направления в изобразительном искусстве отечественная иконопись начала впитывать западные тенденции уже в XVII веке. Наиболее весомое влияние на отечественную иконопись оказало искусство Возрождение, которое в России отобразилось в виде «фряжского» стиля написания икона. Древние византийские каноны при этом продолжали оставаться безоговорочным ориентиром для русских иконописцев, однако композиция приобретала большую реалистичность, образы становились более правдивыми. В образцах того времени канонический и живописный стили зачастую смешивались и переплетались.

Почему для написания используется масляные краски?

  • Масляные краски позволяет использовать несоизмеримо большее число оттенков по сравнению с темперными. Соответственно, разнообразие цветовых переходов и нюансов оттенков значительно выше, что и придаёт иконе живописность.
  • Упомянутые темперные краски, которые используются в каноническом письме, очень быстро засыхает. Смешать такие краски для получения нужного оттенка чрезвычайно сложно, а в случае, если не успеть этого сделать, поправить получившийся цвет уже не получится. Масляные же краски, что следует из их названия, имеют эмульсионную природу, которая позволяет работать с колористическим наполнением более свободно и гибко.
  • Цветовые переходы в случае масляных красок получаются более плавными, без резких границ, как в каноническом стиле.
  • В живописном стиле перспектива отображается в естественном виде, масляные краски для этого подходят наилучшим образом.
  • Важная особенность применения масляных красок – эмоциональность создаваемых образов, большая выразительность и соответствие природным пропорциям и линиям.

Помимо икон, выполненных в живописном стиле, вы можете заказать образ на границе двух стилистик – реалистичной и канонической. В таком письме используется смешение масляных и темперных красок, в результате чего икона становится похожей на образцы фряжеской школы русской иконописи XVII века.

Каноны

В историческом развитии русской богословской мысли был этап, когда изображения святых, исполненных в живописной манере, призывали не считать иконами, а только произведениями на религиозную тематику. Однако такая позиция изжила себя, поскольку иконы создавались иконописцами-молитвенниками, которые просто расширяли горизонты трактовки классического иконописного образа и применяли новые художественные приёмы.

Сегодня иконы, написанные в живописной стилистике, признаются Церковью наравне с каноническими образами. Во многих церквях можно встретить не только отдельные иконы, но и целые композиции, выполненные в живописном стиле.

Прямым подтверждением православного характера икон, написанных маслом, являются примеры чудотворения таких образов. Среди чудотворных ликов, существующих только в живописном стиле, следует назвать:

  • образ «Умиление» Серафимо-Дивеевской Божией Матери.
  • Козельщанская икона Божией Матери.

Перечисленные факты подтверждают основополагающую мысль православной иконописи: в иконе на первом месте заключён смысл, молитвенное обращение посредством лика изображённого святого к первоисточнику святости и жизни как таковой – Богу. В данном контексте техника написания образа, стилистика отступают на второй план. Поэтому существуют определённые иконописные типы: аскетическая иконопись древнерусских монастырей, гениальный рублёвский стиль, академическая иконопись (начиная с XVII века и до настоящего времени).

Гораздо важнее изобразить лик святого в строгом соответствии с православным вероучением, уклониться от возможных еретических трактовок. В этом случае икона – вне зависимости от стилистики исполнения – поможет верующему в главном: настроиться на молитвенный лад и через зримый образ святого вознестись в богообщении к первоисточнику святости. Неслучайно на святой горе Афон даже сложился особый стиль написания икон, получивший название афонского. Его ключевой особенностью является как раз реалистичность иконных образов и применение масляных красок, что подтверждает полное соответствие живописного стиля иконописи православному духу.

Иконы ручное письмо (Живопись реализм)

В традициях православного иконописания присутствуют две главные ветви: каноническая иконопись и реалистическая. Последняя представляет собой написанную мастером вручную икону, но только маслом, как в светской живописи. Такие иконы не противоречат догматам Православия, что подтверждается тем фактом, что подобные образы встречаются в храмовых ансамблях России с XVII века. Вы можете заказать икону в таком стиле в нашей мастерской.

К особенностям реалистичной иконописи относятся:

  • отхождение от канонического упрощения и реалистичность образов;
  • наличие традиционной перспективы;
  • игра красок и размытость их символической нагрузки;
  • эмоциональность и большее воздействие на чувства.

Сегодня иконы, созданные в реалистической манере, встречаются во многих православных храмах. Известно, что многие настоятели приветствуют наличие таких образов в своих храмах и располагают их в наиболее важных местах. В мастерской «Абрамцево» вы можете приобрести готовую или заказать икону в стилистике реалистичной живописи.

Икона в живописном стиле – традиции написания

Для икон, выполненных в живописной стилистике, характерны реалистичность ликов и окружающих объектов, большая эмоциональность по сравнению с каноническими образами, прямая перспектива, а главное – «живость» изображаемых святых. Проще говоря, образ в живописном стиле больше походит на фотографический. В нём меньше символизма и больше реалистических мотивов: пропорции имеют стандартные, природные соотношения, композиция напоминает реальную обстановку.

Живописное направление в православной иконографии получило развитие в России, начиная с XVIII столетия. Влияние классического реализма в живописи с Запада становилось всё заметнее, в том числе в церковном изобразительном искусстве. После создания императором Петром Первым Академии Художеств и составления профессиональной плеяды мастеров изобразительного искусства живописный стиль начал проникать и в иконопись. По названию учебного заведения такой стиль получил другое название – «академический». Поэтому часто можно услышать, что икона выполнена в академическом стиле, в данном случае живописность и академичность – синонимы.

Между тем, ещё до проникновения живописного направления в изобразительном искусстве отечественная иконопись начала впитывать западные тенденции уже в XVII веке. Наиболее весомое влияние на отечественную иконопись оказало искусство Возрождение, которое в России отобразилось в виде «фряжского» стиля написания икона. Древние византийские каноны при этом продолжали оставаться безоговорочным ориентиром для русских иконописцев, однако композиция приобретала большую реалистичность, образы становились более правдивыми. В образцах того времени канонический и живописный стили зачастую смешивались и переплетались.

Почему для написания используется масляные краски?

  • Масляные краски позволяет использовать несоизмеримо большее число оттенков по сравнению с темперными. Соответственно, разнообразие цветовых переходов и нюансов оттенков значительно выше, что и придаёт иконе живописность.
  • Упомянутые темперные краски, которые используются в каноническом письме, очень быстро засыхает. Смешать такие краски для получения нужного оттенка чрезвычайно сложно, а в случае, если не успеть этого сделать, поправить получившийся цвет уже не получится. Масляные же краски, что следует из их названия, имеют эмульсионную природу, которая позволяет работать с колористическим наполнением более свободно и гибко.
  • Цветовые переходы в случае масляных красок получаются более плавными, без резких границ, как в каноническом стиле.
  • В живописном стиле перспектива отображается в естественном виде, масляные краски для этого подходят наилучшим образом.
  • Важная особенность применения масляных красок – эмоциональность создаваемых образов, большая выразительность и соответствие природным пропорциям и линиям.

Помимо икон, выполненных в живописном стиле, вы можете заказать образ на границе двух стилистик – реалистичной и канонической. В таком письме используется смешение масляных и темперных красок, в результате чего икона становится похожей на образцы фряжеской школы русской иконописи XVII века.

Каноны

В историческом развитии русской богословской мысли был этап, когда изображения святых, исполненных в живописной манере, призывали не считать иконами, а только произведениями на религиозную тематику. Однако такая позиция изжила себя, поскольку иконы создавались иконописцами-молитвенниками, которые просто расширяли горизонты трактовки классического иконописного образа и применяли новые художественные приёмы.

Сегодня иконы, написанные в живописной стилистике, признаются Церковью наравне с каноническими образами. Во многих церквях можно встретить не только отдельные иконы, но и целые композиции, выполненные в живописном стиле.

Прямым подтверждением православного характера икон, написанных маслом, являются примеры чудотворения таких образов. Среди чудотворных ликов, существующих только в живописном стиле, следует назвать:

  • образ «Умиление» Серафимо-Дивеевской Божией Матери.
  • Козельщанская икона Божией Матери.

Перечисленные факты подтверждают основополагающую мысль православной иконописи: в иконе на первом месте заключён смысл, молитвенное обращение посредством лика изображённого святого к первоисточнику святости и жизни как таковой – Богу. В данном контексте техника написания образа, стилистика отступают на второй план. Поэтому существуют определённые иконописные типы: аскетическая иконопись древнерусских монастырей, гениальный рублёвский стиль, академическая иконопись (начиная с XVII века и до настоящего времени).

Гораздо важнее изобразить лик святого в строгом соответствии с православным вероучением, уклониться от возможных еретических трактовок. В этом случае икона – вне зависимости от стилистики исполнения – поможет верующему в главном: настроиться на молитвенный лад и через зримый образ святого вознестись в богообщении к первоисточнику святости. Неслучайно на святой горе Афон даже сложился особый стиль написания икон, получивший название афонского. Его ключевой особенностью является как раз реалистичность иконных образов и применение масляных красок, что подтверждает полное соответствие живописного стиля иконописи православному духу.

Ваш заказ отправлен!
Скоро мы с вами свяжемся

Отправка заказа. Пожалуйста, подождите ...

Подождите... Кладем товар в корзину

Извините... Товара больше нет в наличии.

Спасибо за заказ! Мы свяжемся с Вами в ближайшее время

Возникла проблема с отправкой заказа. Пожалуйста, попробуйте еще раз..

Пожалуйста, заполните все поля формы перед отправкой.